Ретейл — один из самых больших сегментов на российском рынке труда. У компаний из сферы розничной торговли востребованы не только продавцы-консультанты, кассиры, директора магазинов и мерчандайзеры, но и ИТ-специалисты, менеджеры по логистике, аналитики и интернет-маркетологи.
На протяжении последних двух лет количество вакансий от компаний из отрасли розничной торговли на hh.ru увеличивалось год от года. Исключение составил лишь первый квартал 2019 года, когда по России в целом число предложений о работе уменьшилось на 9% в сравнении с первым кварталом 2018 года, в Москве — на 17%, в Санкт-Петербурге — на 13%. Затем в третьем и четвертом кварталах мы наблюдали рост спроса на персонал из разных профессиональных областей. Например, в период с октября по декабрь 2019 года в стране было открыто на 10% больше вакансий в ретейле, чем за аналогичный период 2018 года. Та же ситуация характерна для Москвы (прирост 6%) и Северной столицы (13%).
Интересно посмотреть на динамику вакансий в ретейле в двух столицах и по России в целом в сравнении с первым кварталом 2017 года.
Очевидно, что в регионах и Петербурге рынок растет быстрее, чем в Москве. Если в столице отмечен стабильный прирост от квартала к кварталу в среднем на 34%, то по России видны сезонные колебания и скачки спроса в первом и третьем кварталах 2018 года, в третьем и четвертом кварталах 2019 года.
Для сравнения: в октябре — декабре 2019 года по отношению к январю — марту 2017 года количество предложений о работе в отрасли розничной торговли от компаний из разных регионов страны увеличилось на 71%, от петербургских работодателей — на 68%, от московских — на 46%.
Что касается региональной структуры рынка вакансий в ретейле, большая часть предложений о работе традиционно приходится на Москву (21% от всех вакансий от компаний из сферы розничной торговли в России в 2019 году), Московскую область (10%), а также Санкт-Петербург (8%). В пятерку лидеров по числу открытых вакансий также можно включить работодателей из Краснодарского края (4%), Татарстана, Свердловской и Ростовской областей (по 3% на каждый регион). Чуть менее активны в привлечении персонала компании из Нижегородской, Воронежской, Самарской, Новосибирской, Челябинской областей, а также Башкортостана — на каждый из этих регионов приходится по 2% от общей доли рынка вакансий в ретейле в стране. С другой стороны, каждое третье предложение о работе, размещенное в 2019 году компаниями из сегмента розничной торговли, было ориентировано на соискателей из других регионов России.
Региональная структура рынка резюме частично совпадает с той, что мы видим в вакансиях. В первые месяцы 2020 года в профобласти «Продажи» (специализация «Розничная торговля») 20% резюме соискателей, желающих работать в розничной торговле, принадлежат москвичам, 10% — петербуржцам, 7% — жителям Московской области и 6% — Краснодарского края. В лидерах по предложению также соискатели из Свердловской, Ростовской, Самарской областей и Татарстана (по 3%). Доля резюме от кандидатов из других регионов страны растет. В январе — феврале 2020 года она составила 43%.
Если говорить о специализации компаний из отрасли розничной торговли, которые чаще искали сотрудников на hh.ru в 2019-м, то можно отметить некоторые расхождения между регионами и двумя столицами в разбивке по сферам.
Так, в топ-5 самых активных на рынке труда Москвы и Санкт-Петербурга входят работодатели, специализирующиеся на продаже:
В регионах также сильны розничные продуктовые сети (42%) и ретейлеры одежды, обуви, аксессуаров (22%), но в тройке лидеров по числу открытых вакансий уверенно держатся и компании, которые специализируются на дрогери (косметика и бытовая химия) и продаже товаров повседневного спроса (12%).
Безусловно, в большей степени представители розницы заинтересованы в привлечении специалистов из сферы продаж (61% от всех вакансий в отрасли розничной торговли в третьем квартале в России, 57% — в Москве и 62% — в Петербурге). Также популярны кандидаты из профобласти транспорта, логистики и начинающие специалисты, студенты.
В топе рейтинга самых востребованных также представители профобластей бухгалтерии, производства, рабочий и административный персонал, маркетологи, HR-менеджеры и ИТ-специалисты.
За прошедшие пять лет структура спроса ни в регионах, ни в городах федерального значения практически не изменилась. В России заметнее всего увеличение доли вакансий для соискателей из сферы транспорта и логистики, проще говоря, для водителей, курьеров, сотрудников складов, специалистов по логистике (с 8% в 2015 году до 12% в 2019 году от общего числа предложений о работе для кандидатов из разных профобластей), а также для представителей производства (с 5% до 7%) и рабочих специальностей (с 4% до 6%). В Москве произошли аналогичные изменения, но можно еще отдельно выделить сегмент ИТ, доля которого в общей структуре рынка вакансий в ретейле за пять лет выросла с 7% до 9%. Это связано с цифровизацией торговых процессов. В Петербурге вырос и спрос на специалистов из ресторанной сферы (повара, кондитеры, бариста и так далее): доля вакансий в ретейле для них теперь составляет 5%, а в 2015 году на нее приходилось только 3%.
Чем больше рынок труда, тем выше требования к соискателям — подобная тенденция прослеживается при сравнении московского и регионального рынка труда в отрасли ретейла. И в Москве, и по России практически в каждой второй вакансии, открытой в 2019 году компаниями из сферы розничной торговли на hh.ru, встречается обязательное условие — опыт работы от 1 года до 3 лет. Еще 17% предложений о работе в столице предполагают наличие более серьезного профессионального стажа у кандидатов — от 3 лет и более, в то время как в регионах таких вакансий насчитывается 10%.
При этом 43% вакансий, опубликованных в разных регионах страны, были доступны соискателям без опыта работы, а в Москве этот процент меньше (36%). Работодатели из Северной столицы в 40% вакансий готовы были рассмотреть начинающих специалистов без релевантного опыта работы.
Комментирует Марина Хадина, директор департамента TMS HeadHunter:
«Сектор ретейла — один из самых активных на российском рынке труда. Несмотря на динамичное развитие отрасли, которое мы наблюдаем на протяжении последних пяти лет, у розницы есть ряд так называемых хронических проблем. Во-первых, для крупного сетевого ретейла характерна довольно высокая, в сравнении с другими отраслями, текучесть кадров. Во-вторых, растет дефицит квалифицированных линейных специалистов. На ситуацию влияют и макротренды — демография, новые технологии, рост требований к соискателям и так далее. Фокус на молодежь, который делают сегодня многие компании, в ретейле тоже имеет свою специфику. В отличие от того же сектора сельского хозяйства, где главной проблемой становится привлечение молодых специалистов, в розничной торговле есть смысл делать акцент все же на удержании начинающих специалистов — на разработке новых систем мотивации с прозрачной схемой карьерного роста и развития, обучении, внедрении гибких схем занятости, расширении социального пакета.
Эти и другие факторы повлияли на то, что представители ретейла сегодня занимают ведущие позиции по внедрению новых технологий в сферу HR. С учетом высокой текучести персонала и сложных бизнес-процессов автоматизация рекрутинга становится необходимостью для ускорения подбора. Лидеры рынка внедряют облачные CRM для рекрутмента типа
По аналитике «Карты вакансий» — сервиса для работодателей, позволяющего оценивать зарплаты и конкурентное поле в борьбе за персонал, средняя предлагаемая в вакансиях заработная плата в отрасли розничной торговли в России на протяжении последних двух лет не превышала 34 580 рублей. Среднее финансовое предложение в Санкт-Петербурге и в Москве традиционно выше — 45 690 рублей и 57 455 рублей по итогам четвертого квартала 2019 года соответственно.
Та же тенденция прослеживается и при оценке зарплатных предложений по самым популярным у работодателей позициям.
Например, программисты, разработчики в ретейле в Москве в среднем могут рассчитывать на 120 000 рублей, в Петербурге — на 95 000 рублей, в России их зарплаты могут достигать 90 000 рублей. Заработок маркетолога по стране в целом составляет 48 000 рублей, в Северной столице — 60 000 рублей, в столичных компаниях из отрасли розничной торговли — 70 000 рублей. Аналогичная денежная корреляция в зависимости от региона есть и по позициям:
Чуть ниже зарплатное предложение для продавцов-консультантов — от 35 500 рублей по России до 40 000 рублей в Москве, администраторов — 30 500 рублей — 44 500 рублей. Нижние строчки условного рейтинга заработных плат по самым востребованным специалистам занимают мерчандайзеры и продавцы-кассиры — их заработок варьируется в среднем от 25 000 до 35 000 рублей в зависимости от региона.
На основе данных из резюме, открытых в конце 2019 — в начале 2020 года соискателями из России, можно составить усредненный портрет типичного кандидата, желающего работать в сфере продаж в розничной торговле.
В основном это женщины (71%). Наиболее активные группы соискателей от 26 до 35 лет (34%), до 22 лет (21%) и от 36 до 45 лет (19%) и 22–25 лет (17%). Практически каждое десятое резюме принадлежит потенциальным работникам старше 46 лет.
Более 38% соискателей имеют высшее образование, у 12% незаконченное высшее образование. Еще в 30% резюме указано среднее специальное образование и в 19% — только среднее.
Практически каждый второй — с опытом работы в розничной торговле более 6 лет (46%), каждый пятый — от 3 до 6 лет. С опытом от 1 года до 3 лет — 18% соискателей. Начинающих специалистов чуть меньше — 15% от всех кандидатов.